1 ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МКОУ «Крайновская СОШ». 1. Общиеположения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ «Крайновская СОШ» (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества МКОУ «Крайновская СОШ» (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование". 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия итермины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии ипартнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позициейучастников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемыхрезультатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки икомпетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствованиянаставляемого. 2.6. Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла. 2.8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества вшколе. 2.9. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, 2 мотивирует обучающихсяипедагогов,инициируетиразвиваетэндаумент,организуетстажировкиит.д.). 3. Цели и задачинаставничества 3.1 Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов __________. 3.2Основными задачами школьного наставничестваявляются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевоймодели; разработка и реализация программнаставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программенаставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программахнаставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества вшколе; формирования баз данных программ наставничества и лучшихпрактик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основынаставничества 4.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директорашколы. 4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательнойработе. 4.3 Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом директорашколы. 4.4 Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базойнаставников. 4.5 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участниковпрограммы. 4.6 Наставляемым могут бытьобучающиеся: проявившие выдающиесяспособности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательныерезультаты; с ограниченными возможностямиздоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы споведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных отколлектива. 4.7 Наставляемыми могут бытьпедагоги: молодыеспециалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хроническойусталости; находящиеся в процессе адаптации на новом местеработы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ 3 компетенциями ит.д. 4.8 Наставниками могутбыть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационныхвопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогическойатмосферы; родители обучающихся – активные участники родительскихсоветов; выпускники, заинтересованные в поддержке своейшколы; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущихкадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свойопыт; ветераны педагогическоготруда. 4.9 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законныхпредставителей). 4.10 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.11 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых инаставников. 4.12 Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.13 Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директорашколы. 4.14 С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмезднойоснове. 5. Реализация целевой моделинаставничества. 5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель– ученик» и тд) 5.2 Представление программ наставничества по формам на педагогическом совете. 5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый: Проведение первой, организационной, встречи наставника инаставляемого. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника инаставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником инаставляемым. Регулярные встречи наставника инаставляемого. Проведение заключительной встречи наставника инаставляемого. 5.4 Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарногогода. 5.5 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи –планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программынаставничества. 6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основныхэтапов: оценка качества процесса реализации программынаставничества; 4 оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательныхрезультатов. 6.3 Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемойпрограммы. 6.4 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный иитоговый. 6.5 В ходе проведения мониторинга не выставляютсяотметки. 7. Обязанностинаставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МКОУ «Крайновская СОШ» , определяющих права иобязанности. Разработать совместно с наставляемым планнаставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторыразвития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу ибудущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски ипротиворечия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуальноговидения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессиональногокругозора Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями ивыводами. 8. Праванаставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанностинаставляемого: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МКОУ «Крайновская СОШ» , определяющих права иобязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации программынаставничества. 10. Праванаставляемого: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной снаставничеством. Выбирать самому наставника из предложенныхкандидатур. Рассчитывать на оказание психологическогосопровождения. 5 Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрениянаставников. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение конкурсов профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник + ". Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте. Создание на сайте методической копилки с программами наставничества. Доска почета «Лучшие наставники». Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы 12. Документы, регламентирующиенаставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества. Дорожная карта внедрения системы наставничества. Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества. Приказ «Об утверждении наставников и наставническихпар/групп». Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества». 6