1
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В МКОУ «Крайновская СОШ».
1. Общиеположения
1.1.
Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ «Крайновская СОШ» (далее положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций, осуществляющих
деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».
1.2.
Целевая модель наставничества МКОУ «Крайновская СОШ» (далее школа),
осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее
- целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и
региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка"
национального проекта"Образование".
1.3.
Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2. Основные понятия итермины
2.1.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии ипартнерстве.
2.2.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позициейучастников.
2.3.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемыхрезультатов.
2.4.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки икомпетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки
процессов самореализации и самосовершенствованиянаставляемого.
2.6.
Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам
среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который
отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой,
формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
2.8.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программ наставничества вшколе.
2.9.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с
ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
2
мотивирует
обучающихсяипедагогов,инициируетиразвиваетэндаумент,организуетстажировкиит.д.).
3. Цели и задачинаставничества
3.1
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий
для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов __________.
3.2Основными задачами школьного наставничестваявляются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевоймодели;
разработка и реализация программнаставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программенаставничества;
инфраструктурное и
материально-техническое
обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программахнаставничества;
проведение внутреннего мониторинга
реализации и
эффективности программ
наставничества вшколе;
формирования баз данных программ наставничества и лучшихпрактик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
непрерывного образования.
4. Организационные основынаставничества
4.1
Школьное наставничество организуется на основании приказа директорашколы.
4.2
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора школы по учебно – воспитательнойработе.
4.3
Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом
директорашколы.
4.4
Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и
кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базойнаставников.
4.5
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участниковпрограммы.
4.6
Наставляемым могут бытьобучающиеся:
проявившие выдающиесяспособности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательныерезультаты;
с ограниченными возможностямиздоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы споведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных отколлектива.
4.7
Наставляемыми могут бытьпедагоги:
молодыеспециалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хроническойусталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом местеработы;
желающие
овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
3
компетенциями ит.д.
4.8
Наставниками могутбыть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационныхвопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта
и создании продуктивной педагогическойатмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительскихсоветов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своейшколы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущихкадров;
успешные
предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свойопыт;
ветераны педагогическоготруда.
4.9
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,
учащихся и их родителей (законныхпредставителей).
4.10
Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.11
Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей)
несовершеннолетних наставляемых инаставников.
4.12
Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.13
Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директорашколы.
4.14
С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмезднойоснове.
5. Реализация целевой моделинаставничества.
5.1
Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы
наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель– ученик» и
тд)
5.2
Представление программ наставничества по формам на педагогическом совете.
5.3
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый:
Проведение первой, организационной, встречи наставника инаставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника инаставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с
наставником инаставляемым.
Регулярные встречи наставника инаставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника инаставляемого.
5.4
Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарногогода.
5.5
Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи –планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программынаставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основныхэтапов:
оценка качества процесса реализации программынаставничества;
4
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников,
динамика образовательныхрезультатов.
6.3
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемойпрограммы.
6.4
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный иитоговый.
6.5
В ходе проведения мониторинга не выставляютсяотметки.
7. Обязанностинаставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
Устава МКОУ «Крайновская СОШ» , определяющих права иобязанности.
Разработать совместно с наставляемым планнаставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторыразвития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого
диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним
долгосрочную перспективу ибудущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски
ипротиворечия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у
наставляемого своего индивидуальноговидения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует,
подталкивает и ободряет его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его
поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессиональногокругозора
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с
предложениями ивыводами.
8. Праванаставника:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы,
связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по
ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанностинаставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов,
Устава МКОУ «Крайновская СОШ» , определяющих права иобязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программынаставничества.
10.
Праванаставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы,
связанной снаставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенныхкандидатур.
Рассчитывать на оказание психологическогосопровождения.
5
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11.
Механизмы мотивации и поощрениянаставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном
уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Проведение конкурсов профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара»,
"Наставник + ".
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений,
касающихся развития
школы
12. Документы, регламентирующиенаставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества.
Дорожная карта внедрения системы наставничества.
Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества.
Приказ «Об утверждении наставников и наставническихпар/групп».
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества».
6