1 2 Положение о проведении итогового сочинения (изложения) в МКОУ «Крайновская СОШ» 1. Общиеположения 1.1. НастоящееПоложениеразработановсоответствиис ЗакономРоссийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012 г№273- ФЗ; приказом Министерства Образования инауки Российской Федерацииот26 .12 .2013№1400«ОПорядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2014 г. N 923 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400"; Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 28. 06. 2013 № 49 «О порядке аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательныепрограммыосновного общегоисреднегообщегообразования»; ПисьмомФедеральнойслужбыпонадзорувсфереобразованияинаукиот01.10.2014г.№02651"Онаправлениидокументовпопроведениюитоговогосочинения". 1.2. Итоговое сочинение (изложение) является условиемдопуска кгосударственнойитоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования(далее– ГИА). 1.3. Регистрация на сдачу итогового сочинения (подача заявления) осуществляется вОбразовательномучреждении,вкоторойобучающийсяосваиваетобразовательныепрограммы среднего общего образования, за 2 недели до проведения итогового сочинения(изложения). 1.4. Обучающиесясограниченнымивозможностямиздоровьяилидетиинвалидыиинвалидывправеписатьизложениевместо итоговогосочинения. 1.5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления нанаписание итогового изложенияпредъявляюткопию рекомендаций психолого-медикопедагогическойкомиссии,аобучающиесядети-инвалидыиинвалидыоригиналилизавереннуювустановленномпорядкекопиюсправки,подтверждающейфактустановленияинвали дности,выданнойфедеральнымгосударственнымучреждениеммедико-социальнойэкспертизы. 1.6. Итоговоесочинение(изложение)пишетсявОбразовательномучреждении,вкоторомобучающийсяо сваиваетобразовательныепрограммысреднегообщегообразования. 1.7. ДляпроверкиработобучающихсяОбразовательноеучреждениеформируеткомиссию.Составкомисс ииформируетсяизшкольныхучителейпредметников,администрациишколы.Дляполученияобъективныхрезультатовприпроверкеипроведенииитог овыхсочинений(изложений)рекомендуетсянепривлекатьучителей,обучающихвыпускниковданногоучебног огода.КомиссияОбразовательногоучреждениясостоит неменеечемизтрехчеловек. 2. Срокиипродолжительностьитоговогосочинения(изложения) 2.1. Продолжительностьпроведенияитоговогосочинения(изложения)составляет 235минут(3часа55 минут). 2.2. В продолжительность проведения итогового сочинения(изложения) не включаетсявремя,выделенноенаподготовительныемероприятия(инструктажобучающихсяивыпускниковпр ошлыхлет,заполнениеимирегистрационныхполейидр.). 2.3. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детейинвалидовиинвалидовпродолжительностьпроведенияитоговогосочинения(изложения)увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часаорганизуетсяпитание. 2.4. Итоговоесочинение(изложение)проводитсявпервуюсредудекабрятекущегоучебногогода.Итоговоес 3 очинение(изложение)начинаетсяв10.00поместному времени. 3. Проведениеитоговогосочинения(изложения) 3.1 Члены комиссии Образовательного учреждения по проведению итогового сочинения(изложения) выдают обучающимся бланки регистрации, бланк записи, дополнительныебланки записи (при необходимости) для выполнения итогового сочинения (изложения),черновики,орфографическиесловари.Черновикиобучающихсянепроверяются. 3.2. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимсязапрещаетсяпользоватьсятекстамилитературногоматериала(художественныепроизведения,д невники,мемуары, публицистику). 3.3. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимсяразрешаетсяпользоватьсяорфографическими словарями. 3.4. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столеобучающегосяпомиморегистрационногобланкаибланковзаписи,находятся: ручка(гелевая,капиллярнаяилиперьеваясчерниламичерногоцвета); документ,удостоверяющийличность; орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательнойорганизациипо проведениюитогового сочинения(изложения); принеобходимостилекарстваипитание(дляобучающихсясОВЗ). 3.5. Вовремяпроведения итоговогосочинения(изложения)обучающимсязапрещеноиметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы,письменныезаметкиииныесредствахранения ипередачи информации. 4. Проверкаитоговогосочинения(изложения) 4.1. Проверкаитоговыхсочинений(изложений)иихоцениваниекомиссиейОбразовательного учреждения должна завершиться не позднее чем через неделю с датыпроведенияитогового сочинения (изложения). 4.2. Оценкизаитоговоесочинение(изложение)невыставляются.Работаоценивается «зачет»,«незачет». 4.3. Сочинениеоцениваетсяпопятикритериям.Критерии№1и№2являютсяосновными.Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет»покритериям№1и№2(выставление«незачета»поодномуизэтихкритериевавтоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотябыпо одномуиз другихкритериев(№3№5). 4.4. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количествослов – от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в томчислеи служебные),тозатакуюработуставится«незачет». 4.5. Максимальноеколичествословвсочинениинеустанавливается:вопределенииобъемасвоегосочинени явыпускникдолженисходитьизтого,чтонавсюработуотводится3 часа55 минут. 4.6. ъСочинение, не являющееся самостоятельным,списанное из какого-либо источника,включая интернет,оценивается как«незачет». Выпускнику разрешается пользоватьсятолькоорфографическим словарем. 5. \Критерииоцениванияитоговогосочинения Кпроверкепопятикритериямоцениваниядопускаютсяитоговыесочинения,соответствующие установленным требованиям:Требование№1.«Объемитогового сочинения» Рекомендуемоеколичествослов–от350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объемасвоего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа55минут. Есливсочинениименее250слов(вподсчётвключаютсявсеслова,втомчислеислужебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» заработувцелом (такоесочинениенепроверяетсяпо пятикритериямоценивания). Требование№2.«Самостоятельностьнаписанияитоговогосочинения» Итоговое сочинениевыполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения(фрагментовсочинения)изкакоголибоисточника(работадругогоучастника,чужойтекст,опубликованный вбумажноми (или) электронномвидеидр.). 5.1. 4 Допускается прямое иликосвенное цитирование с обязательнойссылкойна источник(ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объемсобственноготекстаучастника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» заневыполнениетребования№2и«незачет»заработувцелом(такоесочинениенепроверяетсяпо пятикритериямоценивания). Итоговоесочинение,соответствующееустановленнымтребованиям,оцениваетсяпопяти критериям: 1. «Соответствиетеме»; 2. «Аргументация.Привлечениелитературногоматериала»; 3. «Композицияилогикарассуждения»; 4. «Качествописьменнойречи»; 5. «Грамотность». Критерии№1и №2являютсяосновными. 5.2. Дляполучения«зачета» заитоговоесочинениенеобходимополучить«зачет» покритериям№1и№2(выставление«незачета»поодномуизэтихкритериевавтоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» поодномуиз другихкритериев(№3-№5). Критерий№1«Соответствиетеме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.Участникдолженрассуждатьнапредложеннуютему,выбравпутьеераскрытия(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложеннойпроблемой,илистроитвысказываниенаосновесвязанныхстемойтезисовит.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем непрослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всехостальных случаяхвыставляется«зачет». Критерий№ 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал(художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устногонародного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники)для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.Участникдолженстроитьрассуждение, привлекая для аргументациине менее одногопроизведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использованиялитературногоматериала;приэтомонможетпоказатьразныйуровеньосмысленияхудожественн оготекста:отэлементовсмысловогоанализа(например,тематика,проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единствеформыисодержанияиегоинтерпретацииваспектевыбраннойтемы. «Незачет»ставитсяпритомусловии,чтосочинениенаписанобезпривлечениялитературного материала, илив нем существенно искажено содержание произведения,или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой длярассуждения.Вовсехостальных случаяхвыставляется«зачет». Критерий№3«Композицияилогикарассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение напредложеннуютему.Участникдолженаргументироватьвысказанные мысли,стараясьвыдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманиюсмысласказанногоилиотсутствуеттезиснодоказательнаячасть.Вовсехостальныхслучаяхвыставляется«зачет». Критерий№4«Качествописьменнойречи» Данныйкритерийнацеливаетнапроверкуречевогооформлениятекстасочинения.Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различныеграмматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегатьречевых штампов.«Незачет» ставится приусловии, если низкое качество речи, в томчисле речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всехостальных случаяхвыставляется«зачет». Критерий№5«Грамотность» Данныйкритерийпозволяетоценитьграмотностьвыпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки,допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5ошибок на100 слов). 6. 6.1. Критерииоцениванияитоговогоизложения Итоговоеизложениепишетсяподробно. 5 К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые изложения,соответствующиеустановленнымтребованиям: Требование№1.«Объемитогового изложения» Рекомендуемоеколичествослов–250-300. Максимальноеколичествословвизложениинеустанавливается:участникдолженисходитьизсодержанияисход ноготекста ивремени,отводимомнавсю работу. Есливизложениименее150слов(вподсчётвключаютсявсеслова,втомчислеислужебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» заработувцелом(такоеизложениенепроверяется попятикритериямоценивания). Требование№2.«Самостоятельностьнаписанияитоговогоизложения» Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложенияизкакоголибоисточника(работадругогоучастника,исходныйтексти др.). Если изложение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» заневыполнениетребования№2и«незачет»заработувцелом(такоеизложениенепроверяетсяпо пятикритериямоценивания). Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям,оцениваетсяпо пяти критериям: 1. «Содержаниеизложения»; 2. «Логичностьизложения»; 3. «Использованиеэлементовстиляисходноготекста»; 4. «Качествописьменнойречи»; 5. «Грамотность». Критерии№1и №2являютсяосновными. 6.3. Для получения«зачета» за итоговое изложение необходимо получить«зачет» покритериям№1и№2(выставление«незачета»поодномуизэтихкритериевавтоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из другихкритериев(№3-№5). Критерий№1«Содержаниеизложения» Проверяется умениеучастникапередатьсодержаниеисходноготекста. «Незачет» ставится, если участник существенно исказил содержание прочитанного текстаилинепередалегосодержания.Вовсехостальных случаях выставляется«зачет». Критерий№2«Логичностьизложения» Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходноготекста,избегатьнеоправданныхповторовинарушенийпоследовательностивнутрисмысловых частей изложения. «Незачет»ставится,еслигрубыелогическиенарушениямешаютпониманиюсмыслаизложенного.Вовсехостал ьных случаяхвыставляется«зачет». Критерий№3«Использованиеэлементовстиляисходноготекста» Проверяетсяумениеучастникасохранитьвизложенииотдельныеэлементыстиляисходноготекста. «Незачет» ставится, если визложениисовершенноотсутствуютэлементыстиляисходноготекста.Вовс ехостальныхслучаяхвыставляется«зачет». Критерий№4«Качествописьменнойречи» Проверяетсяумениеучастникавыражатьмысли,используяразнообразнуюлексикуиразличныеречевыеконстр укции. «Незачет» ставится, если низкое качество речи, в томчисле грубые речевые ошибки,существеннозатрудняютпониманиесмыслаизложения.Вовсехостальныхслучаяхвыставляется«заче т». Критерий№5«Грамотность» Проверяетсяграмотностьучастника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки,допущенныевизложении, затрудняютчтениеипониманиетекста(всуммеболее10ошибок на100 слов). При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащихобучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться какоднотипныеинегрубыеошибки. 7. Повторныйдопускксдачеитоговогосочинения(изложения) 7.1. Повторнодопускаютсяксдачеитоговогосочинения(изложения)втекущемгоду: обучающиеся,получившиепоитоговомусочинению(изложению)неудовлетворительныйрезультат 6.2. 6 («незачет»); обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительнымпричинам(болезньилииныеобстоятельства,подтвержденныедокументально); обучающиеся,незавершившиесдачуитоговогосочинения(изложения)поуважительнымпричинам( болезньилииныеобстоятельства,подтвержденныедокументально). 7.2. Вцеляхобеспеченияправанаобъективноеоцениваниеитоговогосочинения(изложения) обучающимсяпредоставляется право подать в письменной форме заявлениена повторную проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией издругойобразовательной организации. 7.3. Повторнаясдачаитоговогосочинения(изложения)осуществляется: впервуюрабочую средуфевраля текущегоучебногогода; перваярабочая средамаятекущегогода.