Положение о проведении итогового сочинения (изложения)

1

2
Положение

о проведении итогового сочинения (изложения) в МКОУ «Крайновская СОШ»
1. Общиеположения
1.1. НастоящееПоложениеразработановсоответствиис
ЗакономРоссийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012 г№273-


ФЗ;
 приказом Министерства Образования инауки Российской Федерацииот26 .12
.2013№1400«ОПорядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»;
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2014 г. N 923 "О внесении изменений в
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400";
 Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 28. 06. 2013 № 49 «О
порядке аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и
среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»;
 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013
 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной
итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного
общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для
получения среднего профессионального и высшего образования и региональных системах
обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные
образовательныепрограммыосновного общегоисреднегообщегообразования»;

ПисьмомФедеральнойслужбыпонадзорувсфереобразованияинаукиот01.10.2014г.№02651"Онаправлениидокументовпопроведениюитоговогосочинения".
1.2.
Итоговое сочинение (изложение) является условиемдопуска кгосударственнойитоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования(далее– ГИА).
1.3.
Регистрация на сдачу итогового сочинения (подача заявления) осуществляется
вОбразовательномучреждении,вкоторойобучающийсяосваиваетобразовательныепрограммы
среднего
общего образования, за 2 недели до проведения итогового сочинения(изложения).
1.4.
Обучающиесясограниченнымивозможностямиздоровьяилидетиинвалидыиинвалидывправеписатьизложениевместо итоговогосочинения.
1.5.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления нанаписание
итогового
изложенияпредъявляюткопию
рекомендаций
психолого-медикопедагогическойкомиссии,аобучающиесядети-инвалидыиинвалидыоригиналилизавереннуювустановленномпорядкекопиюсправки,подтверждающейфактустановленияинвали
дности,выданнойфедеральнымгосударственнымучреждениеммедико-социальнойэкспертизы.
1.6.
Итоговоесочинение(изложение)пишетсявОбразовательномучреждении,вкоторомобучающийсяо
сваиваетобразовательныепрограммысреднегообщегообразования.
1.7.
ДляпроверкиработобучающихсяОбразовательноеучреждениеформируеткомиссию.Составкомисс
ииформируетсяизшкольныхучителейпредметников,администрациишколы.Дляполученияобъективныхрезультатовприпроверкеипроведенииитог
овыхсочинений(изложений)рекомендуетсянепривлекатьучителей,обучающихвыпускниковданногоучебног
огода.КомиссияОбразовательногоучреждениясостоит неменеечемизтрехчеловек.
2.
Срокиипродолжительностьитоговогосочинения(изложения)
2.1.
Продолжительностьпроведенияитоговогосочинения(изложения)составляет
235минут(3часа55
минут).
2.2.
В
продолжительность
проведения
итогового
сочинения(изложения)
не
включаетсявремя,выделенноенаподготовительныемероприятия(инструктажобучающихсяивыпускниковпр
ошлыхлет,заполнениеимирегистрационныхполейидр.).
2.3.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детейинвалидовиинвалидовпродолжительностьпроведенияитоговогосочинения(изложения)увеличивается на 1,5
часа. При продолжительности экзамена 4 и более часаорганизуетсяпитание.
2.4.
Итоговоесочинение(изложение)проводитсявпервуюсредудекабрятекущегоучебногогода.Итоговоес

3
очинение(изложение)начинаетсяв10.00поместному времени.
3.
Проведениеитоговогосочинения(изложения)

3.1 Члены комиссии Образовательного учреждения по проведению итогового сочинения(изложения)
выдают обучающимся бланки регистрации, бланк записи, дополнительныебланки записи (при
необходимости)
для
выполнения
итогового
сочинения
(изложения),черновики,орфографическиесловари.Черновикиобучающихсянепроверяются.
3.2.
Во
время
проведения
итогового
сочинения
(изложения)
обучающимсязапрещаетсяпользоватьсятекстамилитературногоматериала(художественныепроизведения,д
невники,мемуары, публицистику).
3.3.
Во
время
проведения
итогового
сочинения
(изложения)
обучающимсяразрешаетсяпользоватьсяорфографическими словарями.
3.4.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем
столеобучающегосяпомиморегистрационногобланкаибланковзаписи,находятся:

ручка(гелевая,капиллярнаяилиперьеваясчерниламичерногоцвета);

документ,удостоверяющийличность;

орфографический словарь, выданный членами комиссии
образовательнойорганизациипо проведениюитогового сочинения(изложения);

принеобходимостилекарстваипитание(дляобучающихсясОВЗ).
3.5.
Вовремяпроведения итоговогосочинения(изложения)обучающимсязапрещеноиметь при себе
средства
связи,
фото,
аудио
и
видеоаппаратуру,
справочные
материалы,письменныезаметкиииныесредствахранения ипередачи информации.
4.
Проверкаитоговогосочинения(изложения)
4.1.
Проверкаитоговыхсочинений(изложений)иихоцениваниекомиссиейОбразовательного
учреждения должна завершиться не позднее чем через неделю с датыпроведенияитогового сочинения
(изложения).
4.2.
Оценкизаитоговоесочинение(изложение)невыставляются.Работаоценивается
«зачет»,«незачет».
4.3.
Сочинениеоцениваетсяпопятикритериям.Критерии№1и№2являютсяосновными.Для
получения
«зачета»
за
итоговое
сочинение
необходимо
получить
«зачет»покритериям№1и№2(выставление«незачета»поодномуизэтихкритериевавтоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотябыпо одномуиз другихкритериев(№3№5).
4.4.
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количествослов – от 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в томчислеи
служебные),тозатакуюработуставится«незачет».
4.5.
Максимальноеколичествословвсочинениинеустанавливается:вопределенииобъемасвоегосочинени
явыпускникдолженисходитьизтого,чтонавсюработуотводится3 часа55 минут.
4.6.
ъСочинение, не являющееся самостоятельным,списанное из какого-либо источника,включая
интернет,оценивается как«незачет». Выпускнику разрешается пользоватьсятолькоорфографическим
словарем.
5.
\Критерииоцениванияитоговогосочинения
Кпроверкепопятикритериямоцениваниядопускаютсяитоговыесочинения,соответствующие
установленным
требованиям:Требование№1.«Объемитогового сочинения»
Рекомендуемоеколичествослов–от350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объемасвоего сочинения
участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа55минут.
Есливсочинениименее250слов(вподсчётвключаютсявсеслова,втомчислеислужебные), то выставляется
«незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» заработувцелом (такоесочинениенепроверяетсяпо
пятикритериямоценивания).
Требование№2.«Самостоятельностьнаписанияитоговогосочинения»
Итоговое
сочинениевыполняется
самостоятельно.
Не
допускается
списывание
сочинения(фрагментовсочинения)изкакоголибоисточника(работадругогоучастника,чужойтекст,опубликованный
вбумажноми
(или)
электронномвидеидр.).
5.1.

4
Допускается прямое иликосвенное цитирование с обязательнойссылкойна
источник(ссылка дается в
свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объемсобственноготекстаучастника.
Если
сочинение
признано
экспертом
несамостоятельным,
то
выставляется
«незачет»
заневыполнениетребования№2и«незачет»заработувцелом(такоесочинениенепроверяетсяпо
пятикритериямоценивания).
Итоговоесочинение,соответствующееустановленнымтребованиям,оцениваетсяпопяти критериям:
1.
«Соответствиетеме»;
2.
«Аргументация.Привлечениелитературногоматериала»;
3.
«Композицияилогикарассуждения»;
4.
«Качествописьменнойречи»;
5.
«Грамотность».
Критерии№1и №2являютсяосновными.
5.2.
Дляполучения«зачета»
заитоговоесочинениенеобходимополучить«зачет»
покритериям№1и№2(выставление«незачета»поодномуизэтихкритериевавтоматически ведет к «незачету»
за работу в целом), а также дополнительно «зачет» поодномуиз другихкритериев(№3-№5).
Критерий№1«Соответствиетеме»
Данный
критерий
нацеливает
на
проверку
содержания
сочинения.Участникдолженрассуждатьнапредложеннуютему,выбравпутьеераскрытия(например, отвечает
на
вопрос,
поставленный
в
теме,
или
размышляет
над
предложеннойпроблемой,илистроитвысказываниенаосновесвязанныхстемойтезисовит.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем непрослеживается
конкретной
цели
высказывания,
т.е.
коммуникативного
замысла.
Во
всехостальных
случаяхвыставляется«зачет».
Критерий№ 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»Данный критерий
нацеливает на проверку умения использовать литературный материал(художественные произведения,
дневники, мемуары, публицистику, произведения устногонародного творчества (за исключением малых
жанров), другие литературные источники)для построения рассуждения на предложенную тему и для
аргументации своей позиции.Участникдолженстроитьрассуждение, привлекая для аргументациине менее
одногопроизведения
отечественной
или
мировой
литературы,
избирая
свой
путь
использованиялитературногоматериала;приэтомонможетпоказатьразныйуровеньосмысленияхудожественн
оготекста:отэлементовсмысловогоанализа(например,тематика,проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до
комплексного
анализа
произведения
в
единствеформыисодержанияиегоинтерпретацииваспектевыбраннойтемы.
«Незачет»ставитсяпритомусловии,чтосочинениенаписанобезпривлечениялитературного материала, илив
нем существенно искажено содержание произведения,или литературные произведения лишь упоминаются
в работе, не становясь опорой длярассуждения.Вовсехостальных случаяхвыставляется«зачет».
Критерий№3«Композицияилогикарассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение
напредложеннуютему.Участникдолженаргументироватьвысказанные
мысли,стараясьвыдерживать
соотношение
между
тезисом
и
доказательствами.
«Незачет»
ставится
при
условии,
если
грубые
логические
нарушения
мешают
пониманиюсмысласказанногоилиотсутствуеттезиснодоказательнаячасть.Вовсехостальныхслучаяхвыставляется«зачет».
Критерий№4«Качествописьменнойречи»
Данныйкритерийнацеливаетнапроверкуречевогооформлениятекстасочинения.Участник должен точно
выражать мысли, используя разнообразную лексику и различныеграмматические конструкции, при
необходимости уместно употреблять термины, избегатьречевых штампов.«Незачет» ставится приусловии,
если низкое качество речи, в томчисле речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла
сочинения. Во всехостальных случаяхвыставляется«зачет».
Критерий№5«Грамотность»
Данныйкритерийпозволяетоценитьграмотностьвыпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки,допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5ошибок на100 слов).

6.
6.1.

Критерииоцениванияитоговогоизложения
Итоговоеизложениепишетсяподробно.

5
К проверке по пяти критериям оценивания допускаются
итоговые
изложения,соответствующиеустановленнымтребованиям:
Требование№1.«Объемитогового изложения»
Рекомендуемоеколичествослов–250-300.
Максимальноеколичествословвизложениинеустанавливается:участникдолженисходитьизсодержанияисход
ноготекста ивремени,отводимомнавсю работу.
Есливизложениименее150слов(вподсчётвключаютсявсеслова,втомчислеислужебные), то выставляется
«незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» заработувцелом(такоеизложениенепроверяется
попятикритериямоценивания).
Требование№2.«Самостоятельностьнаписанияитоговогоизложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложенияизкакоголибоисточника(работадругогоучастника,исходныйтексти др.).
Если
изложение
признано
экспертом
несамостоятельным,
то
выставляется
«незачет»
заневыполнениетребования№2и«незачет»заработувцелом(такоеизложениенепроверяетсяпо
пятикритериямоценивания).
Итоговое
изложение (подробное), соответствующее установленным
требованиям,оцениваетсяпо пяти критериям:
1.
«Содержаниеизложения»;
2.
«Логичностьизложения»;
3.
«Использованиеэлементовстиляисходноготекста»;
4.
«Качествописьменнойречи»;
5.
«Грамотность».
Критерии№1и №2являютсяосновными.
6.3.
Для
получения«зачета»
за
итоговое
изложение
необходимо
получить«зачет»
покритериям№1и№2(выставление«незачета»поодномуизэтихкритериевавтоматически ведет к «незачету»
за работу в целом), а также «зачет» по одному из другихкритериев(№3-№5).
Критерий№1«Содержаниеизложения»
Проверяется умениеучастникапередатьсодержаниеисходноготекста.
«Незачет»
ставится,
если
участник
существенно
исказил
содержание
прочитанного
текстаилинепередалегосодержания.Вовсехостальных случаях выставляется«зачет».
Критерий№2«Логичностьизложения»
Проверяется
умение
участника
логично,
последовательно
излагать
содержание
исходноготекста,избегатьнеоправданныхповторовинарушенийпоследовательностивнутрисмысловых
частей изложения.
«Незачет»ставится,еслигрубыелогическиенарушениямешаютпониманиюсмыслаизложенного.Вовсехостал
ьных случаяхвыставляется«зачет».
Критерий№3«Использованиеэлементовстиляисходноготекста»
Проверяетсяумениеучастникасохранитьвизложенииотдельныеэлементыстиляисходноготекста.
«Незачет» ставится, если
визложениисовершенноотсутствуютэлементыстиляисходноготекста.Вовс
ехостальныхслучаяхвыставляется«зачет».
Критерий№4«Качествописьменнойречи»
Проверяетсяумениеучастникавыражатьмысли,используяразнообразнуюлексикуиразличныеречевыеконстр
укции.
«Незачет»
ставится,
если
низкое
качество
речи,
в
томчисле
грубые
речевые
ошибки,существеннозатрудняютпониманиесмыслаизложения.Вовсехостальныхслучаяхвыставляется«заче
т».
Критерий№5«Грамотность»
Проверяетсяграмотностьучастника.
«Незачет»
ставится,
если
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
ошибки,допущенныевизложении,
затрудняютчтениеипониманиетекста(всуммеболее10ошибок
на100
слов).
При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащихобучающихся,
проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться какоднотипныеинегрубыеошибки.
7.
Повторныйдопускксдачеитоговогосочинения(изложения)
7.1.
Повторнодопускаютсяксдачеитоговогосочинения(изложения)втекущемгоду:

обучающиеся,получившиепоитоговомусочинению(изложению)неудовлетворительныйрезультат
6.2.

6
(«незачет»);

обучающиеся,
не
явившиеся
на
итоговое
сочинение
(изложение)
по
уважительнымпричинам(болезньилииныеобстоятельства,подтвержденныедокументально);

обучающиеся,незавершившиесдачуитоговогосочинения(изложения)поуважительнымпричинам(
болезньилииныеобстоятельства,подтвержденныедокументально).
7.2.
Вцеляхобеспеченияправанаобъективноеоцениваниеитоговогосочинения(изложения)
обучающимсяпредоставляется право подать в письменной форме заявлениена повторную проверку
сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией издругойобразовательной организации.
7.3.
Повторнаясдачаитоговогосочинения(изложения)осуществляется:

впервуюрабочую средуфевраля текущегоучебногогода;

перваярабочая средамаятекущегогода.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (909) 485-82-22, +7 (928) 523-93-36

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».