Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования 1. Общие положения 1.1. НастоящееПоложениеорабочихпрограммах, разрабатываемыхвсоответствиистребованиямиФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартови Федеральныхобразовательныхпрограммначальногообщего, основногообщегоисреднегообщегообразования (далее–Положение), регулируетоформление, структуру, порядокразработки, утвержденияихранениярабочихпрограммучебныхпредметов, учебныхкурсов (втомчислевнеурочнойдеятельности), учебныхмодулейвМКОУ«КрайновскаяСОШ» (далее– школа). 1.2. Положениеразработанонаоснованииследующихнормативныхактов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»; приказа МинпросвещенияРоссииот 22.03.2021 № 115 «ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипооснов нымобщеобразовательнымпрограммам– образовательнымпрограммамначальногообщего, основногообщегоисреднегообщегообразования»; приказаМинпросвещенияРоссииот 18.05.2023 № 372 «Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования» (далее –ФОПНОО); приказаМинпросвещенияРоссииот 18.05.2023 № 370 «Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования» (далее–ФОПООО); приказаМинпросвещенияРоссииот 18.05.2023 № 371 «Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразования» (далее–ФОПСОО); приказа МинпросвещенияРоссииот 31.05.2021 № 286 «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщег ообразования» (далее–ФГОСНООтретьегопоколения); приказаМинобрнаукиРоссии от 06.10.2009 № 373 «Обутвержденииивведениивдействиефедеральногогосударственногообразовательногостанда ртаначальногообщегообразования» (далее–ФГОСНООвторогопоколения); приказа МинпросвещенияРоссииот 31.05.2021 № 287 «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщего образования» (далее–ФГОСОООтретьегопоколения); приказаМинобрнаукиРоссииот 17.12.2010 № 1897 «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщег ообразования» (далее–ФГОСОООвторогопоколения); приказа МинобрнаукиРоссииот 17.05.2012 № 413 «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегоо бразования» (далее–ФГОССОО); устава МКОУ«КрайновскаяСОШ»; положения оформах, периодичности, порядкетекущегоконтроляуспеваемостиипромежуточнойаттестацииобучающихсявМКОУ«Крайн овскаяСОШ»; 1.3. ВПоложениииспользованыследующиеосновныепонятияитермины: уровеньобразования (НОО, ООО, СОО) – завершенныйциклобразования, характеризующийсяопределеннойединойсовокупностьютребований; федеральнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограмма– учебно-методическаядокументация (федеральныйучебныйплан, федеральныйкалендарныйучебныйграфик, федеральныерабочиепрограммыучебныхпредметов, курсов, дисциплин (модулей), иныхкомпонентов, федеральнаярабочаяпрограммавоспитания, федеральныйкалендарныйпланвоспитательнойработы), определяющаяединыедляРоссийскойФедерациибазовыеобъемисодержаниеобразованияопределе нногоуровняи (или) определеннойнаправленности, планируемыерезультатыосвоенияобразовательнойпрограммы; образовательнаяпрограмма– комплексосновныххарактеристикобразования (объем, содержание, планируемыерезультаты) иорганизационно-педагогическихусловий, которыйпредставленввидеучебногоплана, календарногоучебногографика, рабочихпрограммучебныхпредметов, курсов, дисциплин (модулей), иныхкомпонентов, оценочныхиметодическихматериалов, атакжеввидерабочейпрограммывоспитания, календарногопланавоспитательнойработы, форматтестации; рабочаяпрограмма– методический документ, определяющий организациюобразовательногопроцесса, конкретизирующийсодержаниеобученияиобеспечивающийдостижениепланируемыхрезультатов освоения ООПсоответствующегоуровняобразования; учебныйпредмет– единица (компонент) содержанияобразования, отражающийпредметсоответствующейнауки, атакжедидактическиеособенностиизучаемогоматериалаивозможностиегоусвоенияобучающимис яразноговозрастаиуровняподготовки; учебныйкурс–целостная, логическизавершеннаячастьсодержанияобразования, расширяющаяосвоениеотносительносамостоятельноготематическогоблокаучебногопредметаиуг лубляющаяматериалпредметныхобластей и (или) впределахкоторойосуществляется освоениеотносительносамостоятельноготематическогоблокауч ебногопредмета; учебныймодуль– частьсодержанияобразования, впределахкоторойосуществляетсяосвоениеотносительносамостоятельноготематическогоблокауч ебногопредметаилиучебногокурсалибонесколькихвзаимосвязанныхразделов; оценочныесредства–методыоценкиисоответствующиеимконтрольно-измерительныематериалы. 1.4. Рабочаяпрограммапредназначенадляреализациитребованийкминимумусодержанияиуровнюподготовкиобу чающегося, определеннымиФГОСиФОПсоответствующегоуровняобразованияпоконкретномуучебномупредмету (курсу) учебногопланаобразовательнойорганизации. Разработкарабочейпрограммыотноситсяккомпетенцииобразовательнойорганизациииосуществляетсяпедаг огическимработникомилигруппойпедагогическихработниковдляопределенныхклассов (групп) иучитываетвозможностиметодического, информационногоитехническогообеспеченияобразовательнойдеятельности, уровеньподготовкиобучающихся, отражаетспецификуобучениявданномклассе (классах, группах) школы. 1.5. Рабочаяпрограммавыполняетследующиефункции: обеспечениереализациивполномобъемеобразовательнойпрограммывсоответствиискалендарныму чебнымграфиком; обеспечениепреемственностисодержаниямеждугодамиобученияиуровнямиобразования; созданиеусловийдляреализациисистемно-деятельностногоподходакобучению; обеспечениедостиженийпланируемыхрезультатовкаждымобучающимся; определениесодержания, объемаипорядкаизученияучебногопредмета (курса, модуля) сучетомцелей, задачиособенностейобразовательнойдеятельностишколыиконтингентаобучающихся; приобщениеобучающихсякроссийскимтрадиционнымдуховнымценностям, включаякультурныеценностисвоейэтническойгруппы, правиламинормамповедениявроссийскомобществе. 1.6. Школа предусматриваетнепосредственноеприменениеприреализацииООПНООфедеральныхрабочихпрогр аммпоучебнымпредметам«Русскийязык», «Литературноечтение», «Окружающиймир». 1.7. ШколапредусматриваетнепосредственноеприменениеприреализацииООПОООиООПСООфедеральныхраб очихпрограммпоучебнымпредметам«Русскийязык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основыбезопасностижизнедеятельности». 1.8. Федеральные рабочие программы служатметодическойосновойдляразработкирабочихпрограммпо учебны мпредметамобязательнойчастиООПНОО, ООПООО, ООПСОО. 1.9. Обязанностипедагогическогоработникавчастиразработки, коррекциирабочихпрограммимераответственностизавыполнениерабочейпрограммывполномобъемеопреде ляютсядолжностнойинструкциейпедагогическогоработника. 1.10. ДанноеПоложениевступаетвсилусмоментаегоутвержденияидействуетбессрочно, дозаменыегоновымположением. 2. Структура рабочей программы 2.1. СтруктурарабочейпрограммыопределяетсянастоящимПоложениемвсоответствиистребованиями: ФГОСНОО, утвержденногоприказомМинпросвещенияот 31.05.2021 № 286; ФГОСООО, утвержденногоприказомМинпросвещенияот 31.05.2021 № 287 (далее— ФГОСтретьегопоколения); ФГОСНОО, утвержденногоприказомМинобрнаукиот 06.10.2009 № 373; ФГОСООО, утвержденногоприказомМинобрнаукиот 17.12.2010 № 1897; ФГОССОО, утвержденногоприказомМинобрнаукиот 17.05.2012 № 413 (далее—ФГОСвторогопоколения); ФОПНОО, ФОПООО,ФОПСОО; локальныхнормативныхактов, указанныхвпункте 1.2. 2.2. Обязательныекомпонентырабочихпрограммучебныхпредметов, учебныхкурсов (втомчислеивнеурочнойдеятельности), учебныхмодулейООПНООиООО, разработанныхпоФГОСтретьегопоколения. 2.2.1. РабочиепрограммыООПНООиООО, разработанныепоФГОСтретьегопоколения, должнысодержатьследующиеобязательныекомпоненты: пояснительнуюзаписку; содержаниеучебногопредмета, учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности), учебногомодуля; планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета, учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности), учебногомодуля; тематическоепланированиесуказаниемколичестваакадемическихчасов, отводимыхнаосвоениекаждойтемыучебногопредмета, учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности), учебногомодуля, ивозможностьиспользованияпоэтойтемеэлектронных (цифровых) образовательныхресурсов, являющихсяучебно-методическимиматериалами (мультимедийныепрограммы, электронныеучебникиизадачники, электронныебиблиотеки, виртуальныелаборатории, игровыепрограммы, коллекциицифровыхобразовательныхресурсов), используемымидляобученияивоспитанияразличныхгрупппользователей, представленнымивэлектронном (цифровом) видеиреализующимидидактическиевозможностиИКТ, содержаниекоторыхсоответствуетзаконодательствуобобразовании; календарно-тематическоепланирование; оценочныематериалы. 2.2.2. Вкачествеэлектронных образовательныхресурсовдопускаетсяиспользованиематериалов, включенныхв Федеральныйпереченьэлектронныхобразовательныхресурсов, допущенныхкиспользованиюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюобразовательныхпро граммначальногообщего, основногообщего, среднегообщегообразования, утвержденныйприказомМинпросвещенияРоссииот 02.08.2022 № 653. 2.2.3. РабочиепрограммыучебныхкурсоввнеурочнойдеятельностиООПНООиООО, разработанныхпоФГОСтретьегопоколения, кромеперечисленноговпункте 2.2.1 настоящегоПоложения, должнысодержатьуказаниенаформупроведениязанятийвразделе«Содержаниеучебногокурса». 2.2.4. РабочиепрограммыпоФГОСтретьегопоколенияформируютсясучетомрабочейпрограммывоспитания. Отобразитьучетрабочейпрограммывоспитаниянеобходимооднимилинесколькимиспособамиизпредложенн ыхниже (повыборупедагога): указатьформыучетарабочейпрограммывоспитаниявпояснительнойзапискекрабочейпрограмме; оформитьприложениекрабочейпрограмме«Формыучетарабочейпрограммывоспитания»; указатьинформациюобучетерабочейпрограммывоспитаниявразделе«Содержаниеучебногопредме та/учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности)/учебногомодуля»вописанииразделов/темилиотдельнымбло ком; отразитьвоспитательныйкомпонентсодержаниярабочейпрограммывотдельнойколонкетаблицытем атическогопланирования. 2.3. Обязательныекомпонентырабочихпрограммучебныхпредметов, курсов, втомчислевнеурочнойдеятельности, ООПНОО, ОООиСОО, разработанныхпоФГОСвторогопоколения. 2.3.1. Рабочиепрограммыучебныхпредметов, курсовООПНОО, ОООиСОО, разработанныхпоФГОСвторогопоколения, должнысодержатьследующиеобязательныекомпоненты: пояснительную записку; планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета, курса; содержаниеучебногопредмета, курса; тематическоепланирование, втомчислесучетомрабочейпрограммывоспитаниясуказаниемколичествачасов, отводимыхнаосвоениекаждойтемы; календарно-тематическоепланирование; оценочныематериалы. 2.3.2. РабочиепрограммыкурсоввнеурочнойдеятельностиООПНОО, ОООиСОО, разработанныхпоФГОСвторогопоколения, должнысодержатьследующиеобязательныекомпоненты: пояснительнуюзаписку; результатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности; содержаниекурсавнеурочнойдеятельностисуказаниемформорганизацииивидовдеятельности; тематическоепланирование, втомчислесучетомрабочейпрограммывоспитания; календарно-тематическоепланирование; оценочныематериалы. 2.3.3. РабочиепрограммыпоФГОСвторогопоколенияформируютсясучетомрабочейпрограммывоспитания. Отобразитьучетрабочейпрограммывоспитаниянеобходимовтематическомпланированиипосредствомвключ енияцелевыхприоритетоввоспитаниявсоответствиисресурсамикаждогоучебногопредмета, курса. 2.4. Раздел«Пояснительнаязаписка»включает: цельизадачиизученияучебногопредмета/учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности)/учебногомодуля; местоучебногопредмета/учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности)/учебногомодулявучебномпланешколы; учебникииучебныепособия, которыеиспользуютсявходеизученияпредмета/учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности)/учебногомодуля. 2.5. Раздел«Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета, учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности), учебногомодуля»поФГОСтретьегопоколенияираздел«Планируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета , курса»поФГОСвторогопоколенияконкретизируютсоответствующийраздел ООП (поуровнямобщегообразования) исходяизтребованийФГОСобщегообразования. Всепланируемыерезультатыосвоенияучебногопредмета, курса, модуляподлежатоценкеихдостиженияобучающимися. Вразделекраткофиксируются: требованиякличностным, метапредметнымипредметнымрезультатам; видыдеятельностиобучающихся, направленныенадостижениерезультата; организацияпроектнойиучебно-исследовательскойдеятельностиобучающихся (возможноприложениетематикипроектов); системаоценкидостиженияпланируемыхрезультатовсприложениемкритериев оцениваниякаждого видаработыобучающегося, подлежащихоцениванию (устныйответ, контрольнаяработа, лабораторнаяработа, диктант, тестипр.) играфикаконтрольныхмероприятий. 2.6. Раздел«Содержаниеучебногопредмета, учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности), учебногомодуля»поФГОСтретьегопоколенияираздел«Содержаниеучебногопредмета, курса»поФГОСвторогопоколениявключают: краткуюхарактеристикусодержанияпредмета, курсаилимодуляпокаждомутематическомуразделусучетомтребованийФГОСобщегообразования; межпредметныесвязиучебногопредмета, курса, модуля; ключевыетемывихвзаимосвязи; преемственностьпогодамизучения (еслиактуально); практическиеилилабораторныеработы. 2.7. Раздел«Тематическоепланирование»рабочихпрограммоформляетсяввидетаблицы, состоящейизграф: наименованиеразделовитем, планируемыхдляосвоенияобучающимися; количествоакадемическихчасов, отводимыхнаосвоениекаждогоразделаитемы. 2.7.1. Раздел«Тематическоепланирование»рабочихпрограммООПНООиООО, разработанныхпоФГОСтретьегопоколения, кромеперечисленноговпункте 2.7 настоящегоПоложения, долженсодержатьинформациюобэлектронныхучебно-методическихматериалах, которыеможноиспользоватьприизучениикаждойтемы. Вкачествеэлектронных (цифровых) образовательныхресурсовдопускаетсяиспользованиемультимедийныхпрограмм, электронныхучебниковизадачников, электронныхбиблиотек, виртуальныхлабораторий, игровыхпрограмм, коллекцийцифровыхобразовательныхресурсов. 2.7.2. Тематическоепланированиерабочейпрограммыявляетсяосновойдлясозданиякалендарнотематическогопланированияучебногопредмета, курса, модулянаучебныйгод. 2.8. Раздел«Календарно-тематическоепланирование»оформляетсяввидетаблицы, состоящейизколонок: номерурокапопорядку; номерурокавразделе/теме; наименованиетемыурока; основныевидыдеятельностиобучающихсянауроке; датапроведенияурокапоплану; домашнеезадание. 2.9. Рабочаяпрограммаучебногопредмета (курса, модуля) включаетоценочныематериалыдляпроведенияпромежуточнойиитоговойаттестации: примерныетекстыконтрольныхработ, примерные задания, утвержденныеШМО. 3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы 3.1. РабочаяпрограммаразрабатываетсякакчастьООП (поуровнямобщегообразования) педагогическимработникомилигруппойпедагогическихработниковвсоответствииспреподаваемымучебным предметом. 3.2. Рабочаяпрограммаможетбытьединойдлявсехучителейданногоучебногопредмета, работающихвшколе, илииндивидуальной. 3.3. Рабочаяпрограммасоставляетсянасоответствующийуровеньобразования (НОО, ООО, СОО) споследующейкорректировкойилинаодинучебныйгод. 3.4. Рабочаяпрограммаразрабатываетсянаоснове: федеральногогосударственногообразовательногостандартасоответствующегоуровняобразования; федеральнойосновнойобразовательнойпрограммысоответствующегоуровняобразованиявчастико нкретногоучебногопредмета/учебногокурса (втомчислевнеурочнойдеятельности)/учебногомодуля; федеральнойрабочейпрограммыучебногопредмета (курса, модуля). 3.5. Педагогическийработникразрабатываетрабочуюпрограммувсоответствиисфедеральнойрабочейпрограммо йучебногопредметафедеральнойобразовательнойпрограммыуровняобразования. Содержаниеипланируемы ерезультатыразработанной педагогическимработникомрабочейпрограммыдолжныбытьненижесоответству ющихсодержанияипланируемыхрезультатовфедеральной рабочейпрограммыучебногопредмета (курса, модуля). 3.6. Педагогическийработникневправедляфедеральныхрабочихпрограмм, подлежащихнепосредственномуприменениюиперечисленныхвподпунктах 1.6 и 1.7 Положения: изменятьопределенныефедеральнойрабочейпрограммойпоследовательностьизученияучебногомат ериалаиколичествочасовнаизучениеучебногопредмета; корректироватьобъемучебноговремени, отводимогонаизучениеотдельныхразделовитемфедеральнойрабочейпрограммы. 3.7. Педагогическийработниквправе: расширятьсодержаниеучебногопредметадляуглубленногоизучения; конкретизироватьтребованиякпланируемымрезультатамосвоениярабочейпрограммы; выбиратьдляреализациирабочейпрограммыучебник, входящийвФедеральный переченьучебников, утвержденныйприказомМинпросвещенияот 21.09.2022 № 858; приотсутствиивперечнеучебников использоватьучебныепособия, которыевыпускаюторганизацииизперечня, утвержденногоприказомМинобрнаукиот 09.06.2016 № 699; выбиратьисходяизцелейизадачрабочейпрограммыметодикиитехнологииобученияивоспитания; подбиратьи (или) разрабатыватьоценочныесредства. 3.8. Педагогическийработниквправепредставитьрабочуюпрограммуназаседанииметодическогообъединения, соответствующимпротоколомкоторогофиксируетсяфактодобренияилинеодобрениярабочейпрограммы. Обязательномупредставлениюназаседанииметодическогообъединенияподлежатрабочиепрограммы, разработанныесоставителемнаосновеучебно-методическойлитературы (рабочиепрограммыэлективов, факультативов, курсоввнеурочнойдеятельности) иимеющиеболее 50 процентовавторскихподходовкорганизациисодержанияучебногоматериала. 3.9. РабочаяпрограммаутверждаетсявсоставеООП (поуровнямобщегообразования) приказомруководителяшколы. 4. Оформление и хранение рабочей программы 4.1. Рабочаяпрограммаоформляетсявэлектронноми/илипечатномварианте. 4.2. ЭлектроннаяверсиярабочейпрограммыформатируетсявредактореWordшрифтомTimesNewRoman, кегль 12–14, межстрочныйинтервалодинарный, выровненныйпоширине, полясовсехсторон 1–3 см. ЦентровказаголовковиабзацывтекстевыполняютсяприпомощисредствWord. ЛистыформатаА4. Таблицывстраиваютсянепосредственновтекст, еслииноенепредусматриваетсяавторомрабочейпрограммы. Рабочаяпрограммадолжнаиметьтитульныйлистсназваниемучебногопредмета, курсаилимодуля, покоторомуееразработали, исрокомосвоенияпрограммы. Страницырабочейпрограммыдолжныбытьпронумерованы. Титульныйлистненумеруется. 4.3. Печатнаяверсиярабочейпрограммыдублируетэлектроннуюверсию. 4.4. Электронныйвариантрабочейпрограммыхранитсявпапке«Завуч»налокальномдиске«Школа». 4.5. Печатнаяверсиярабочейпрограммыподлежитхранениювшколевтечениевсегопериодаеереализациивместе, установленномдиректоромшколы. 4.6. Разработчикрабочейпрограммыготовитвэлектронномвидеаннотациюдлясайташколы. Ваннотацииуказываются: названиерабочейпрограммы; краткаяхарактеристикапрограммы; срок, накоторыйразработанарабочаяпрограмма; списокприложенийкрабочейпрограмме. 4.7. Аннотациикрабочимпрограммамразмещаютсянашкольномсайтевразделе«Сведенияобобразовательнойорга низации»подразделе«Образование». Каннотацииприкрепляетсярабочаяпрограммаввидеэлектронныхдокументов, подписанныхэлектроннойподписью. 5. Порядок внесения изменений в рабочую программу 5.1. Вслучаенеобходимостикорректировкирабочихпрограммдиректоршколыиздаетприказовнесенииизменений вООПсоответствующегоуровняобщегообразованиявчастикорректировкисодержаниярабочихпрограмм. 5.2. Корректировкарабочихпрограммпроводитсявсрокиивпорядке, установленныевприказедиректорашколыовнесенииизмененийвООПсоответствующегоуровняобщегообраз ования. 6. Реализация рабочей программы 6.1. Реализациярабочейпрограммыявляетсяпредметомконтролявнутреннейсистемыоценкикачества. 6.2. Педагогическиеработникиобязаныосуществлятьсвоюдеятельностьнавысокомпрофессиональномуровне, обеспечиватьвполномобъемереализациюпреподаваемогоучебногопредметавсоответствиисутвержденнойр абочейпрограммой. 6.3. Школа, нарядуспедагогическимиработниками, несетответственностьзареализациюрабочих программвполномобъемевсоответствиисООПуровняобразова ния. 6.4. Дляобеспеченияреализации рабочихпрограммдопускаетсяприменение: дистанционных образовательныхтехнологий; модульныхформорганизацииобразовательнойдеятельности; сетевыхформорганизацииобразовательнойдеятельности; электронногообучения; различныхформвнеурочнойдеятельности. 6.5. Приреализациирабочихпрограммнедопускается: сокращениезапланированнойпрактическойчасти (контрольные, практические, лабораторныеработыидр.); сокращениеобъемавременинаизучениеучебногопредмета (курса, модуля). 6.6. Запрещаетсяприреализациирабочихпрограммиспользованиеметодовисредствобученияивоспитания, образовательныхтехнологий, наносящихвредфизическомуилипсихическомуздоровьюобучающихся. 7. Контроль за реализацией рабочих программ 7.1. Контрольреализациирабочихпрограммпроизводитсяпоокончаниикаждогоучебногопериода. 7.2. Этапыконтроля: поокончанииучебногопериода (четверть, год) заместительдиректорапоУВРанализируетотчетповыполнениюрабочихпрограмм, формируемыйпосредствомэлектронногожурнала; итогианализаоформляетсправкой; результатыконтроляпоитогамчетвертирассматриваютсянасовещаниипридиректорепоитогамкаждо гоучебногопериода; результатыанализапоитогамучебногогодарассматриваютсянапедагогическомсовететекущегоучеб ногогоданепозднее 1 июнятекущегоучебногогода.