1 Положение о режиме рабочего времени и времени отдыхапедагогическихидругихработниковобразовательнойорганизации . 1. Общиеположения. 1.1. Положениеобособенностяхрежимарабочеговремениивремениотдыхапедагогически хидругихработниковобразовательнойорганизации(далееПоложение)устанавливаетпорядокрегулированиярежимарабочеговремениивремени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательныхучрежденийразличныхтипови видов. 1.2. Режимрабочеговремениивремениотдыхапедагогическихработниковорганизаций,ос уществляющихобразовательнуюдеятельность,определяетсяколлективнымдоговором,пра виламивнутреннеготрудовогораспорядка,инымилокальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательнуюдеятельность,трудовымдоговором,графикамиработыирасписаниемзаня тийвсоответствии с требованиями трудового законодательства и с учётом особенностей,установленныхфедеральныморганомисполнительнойвласти,осуществляю щимфункцииповыработкегосударственнойполитикиинормативноправовомурегулированиювсфереобразования. 1.3. Режим работы руководителей образовательных организаций, их заместителей,других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспеченияруководствадеятельностью школы. 1.4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно втечение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникамшколыобеспечиваетсявозможностьприемапищиодновременновместесобуча ющимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этойцелипомещении. 2. Режимрабочеговремениучителейвпериодучебногогода. 2.1. Врабочеевремяпедагогическихработниковвзависимостиотзанимаемойдолжностивкл ючаетсяучебная(преподавательская),воспитательнаяработа,индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательскаяработа,атакжедругаяпедагогическаяработа,предусмотреннаятрудовы ми(должностными)обязанностямии(или)индивидуальнымпланом,методическая,подгото вительная,организационная,диагностическая,работаповедениюмониторинга,работа,пред усмотреннаяпланамивоспитательных,физкультурнооздоровительных,спортивных,творческихииныхмероприятий,проводимыхсобучающими ся. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогическихработниковопределяютсятрудовымидоговорами(служебнымиконтрактам и)и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другойпедагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяетсясоответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность(тарификацией),сучётомколичествачасо впоучебномуплану,специальностииквалификации работника. 2.2. Выполнение педагогической работы учителями, педагогами 2 дополнительногообразования(далее- педагогическиеработники,ведущиепреподавательскуюработу)характеризуетсяналичием установленныхнормвременитолькодлявыполненияпедагогическойработы,связаннойспре подавательскойработой.Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками,ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени,котороене конкретизированопоколичествучасов. 2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскуюработу,определяетсявастрономическихчасахивключаетпроводимыеу роки(учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности икороткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленныедля обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся 1 класса. Приэтом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количествопроводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, непревышающей45мин. Конкретнаяпродолжительностьучебныхзанятий, атакжеперерывов (перемен)между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательногоучрёждениясучетомсоответствующихсанитарноэпидемиологическихправил инормативов(СанПиН),утвержденныхвустановленномпорядке.Выполнениепреподавате льскойработырегулируется расписаниемучебных занятий. При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могутсуммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы впорядке,предусмотренномправиламивнутреннеготрудовогораспорядкаобразовательног о учреждения. 2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскуюработу,требующаязатратрабочеговремени,котороенеконкретизирова нопоколичеству часов,вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренныхуставомобразовательногоучреждения,правиламивнутреннеготрудовог ораспорядкаобразовательногоучреждения,тарифноквалификационными(квалификационными)характеристиками,ирегулируетсяграфиками ипланамиработы,вт.ч.личнымипланамипедагогическогоработника ивключает: выполнениеобязанностей,связанныхсучастиемвработепедагогическихметодическ ихсоветов,сработойпопроведениюродительскихсобраний,консультаций,оздоровит ельных,воспитательныхидругихмероприятий,предусмотренныхобразовательной программой; организацию и проведение методической, диагностической и консультативнойпомощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей надомувсоответствиисмедицинским заключением; время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению ивоспитаниюобучающихся,воспитанников,изучениюихиндивидуальныхспособнос тей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств ижилищнобытовыхусловий; периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждениивпериодобразовательногопроцесса,которыепринеобходимостимогуто рганизовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения завыполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплиныв течение учебного времени, в т. ч., во время перерывов между занятиями,устанавливаемыхдляотдыхаобучающихсяразличнойстепениактивности ,приемамипищи.Присоставленииграфикадежурствпедагогическихработниковвобр азовательномучреждениивпериодпроведенияучебныхзанятий,доихначалаипослео 3 кончанияучебныхзанятийучитываютсясменностьработыобразовательногоучрежде ния,режимрабочеговременикаждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебныхзанятий,общим,планоммероприятий,другиеособенностиработыстем,чтоб ынедопускатьслучаевдлительногодежурствапедагогическихработников,дежурства вдни,когдаучебнаянагрузкаотсутствуетилинезначительна. В дни работы к дежурству по школе педагогические работникипривлекаютсянеранеечемза30миндоначалаучебныхзанятийинепозднее 20минпослеокончанияихпоследнегоучебногозанятия;выполнениедополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, не-посредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующейдополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменныхработ,заведованиеучебными кабинетами идр.). 2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организацияосуществляетсвоюдеятельность),свободныедляпедагогическихработников,в едущихпреподавательскуюработу,отпроведенияучебныхзанятийпорасписанию,отвыпол ненияиныхобязанностей,регулируемыхграфикамиипланамиработы,педагогическийрабо тникможетиспользоватьдляповышенияквалификации,самообразования,подготовкикзаня тиям и т.п. 2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полнаяучебнаянагрузкаигарантируетсявыплатаставкизаработнойплатывполномразмерев случаях,предусмотренныхпостановлениемПравительстваРоссийскойФедерацииот03.04. 03№191"Опродолжительностирабочеговремени(нормечасовпедагогическойработызаста вкузаработнойплаты)педагогическихработников образовательных учреждений" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2003, № 14, ст. 1289; 2005, № 7, ст. 560), определяется с учетом ихдогрузкидо установленнойнормычасовдругойпедагогическойработой. Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительнойоплатывгруппепродленногодня,кружковаяработа,работапозаменеотсутс твующихучителей,проведениеиндивидуальныхзанятийнадомусобучающимися,организу емыхвсоответствиисмедицинскимзаключением,выполнениечастичноиливполномобъеме работыпоклассномуруководству,проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию идругойпедагогическойработы,объемкоторойрегулируетсяобразовательнымучреждение м. 2.6. Режимрабочеговремениучителей1хклассовопределяетсясучетомГигиеническихтребованийкусловиямобучениявобщеобраз овательныхучреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением ГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот28.11.02№44, зарегистрировано Минюстом России 05.12.02, регистрационный № 3997; пункт 2.9.5СанПиН),предусматривающихвпервыедвамесяца"ступенчатый"методнаращивания учебнойнагрузки,атакжединамическуюпаузу,чтонедолжноотражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится одинразвгоднаначалоучебногогодавсоответствии сучебным планом. 2.7. Режимрабочеговремениучителейобщеобразовательныхорганизаций,укоторыхпонез ависящимотнихпричинам(сокращениеколичествачасовпоучебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течениеучебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой,установленной им на начало учебного года, до конца учебного года4 определяетсяколичествомчасовпропорциональносохраняемойимвпорядке,установленно мПравительствомРоссийскойФедерации,заработнойплаты,сучетомвремени,необходимо го для выполнения педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3настоящего Положения. 3. Режимметодического дня. 3.1. Вметодическийденьучителязанимаютсясамообразованием: изучениемзаконодательныхактови нормативныхдокументовповопросамобразованияи воспитания; работойпотематическомупланированиюпопредмету; овладениемконкретнымипедагогическимитехнологиями,адаптациейихксвоимусло виям; изучениемпередовогопедагогическогоопыта; знакомствомсновинкаминаучно-педагогическойлитературы; разработкойметодическихматериаловпосвоемупредмету,атакжеповнекласснойраб оте; разработкойиндивидуальныхплановдляучащихся; посещаютбиблиотеки,лекцииспециалистов; выезжаютнаконференциии семинарыразличногоуровня сопровождаютучащихсянаолимпиады,конференциииконкурсыразличногоуровня. 3.2. Педагогическиеработникишколыпредставляютзаместителюдиректорапоучебновоспитательнойработепримерныйпланработыпометодическойтеме(согласованныесмето дическимобъединением учителей-предметников). 3.3. Обязанностиучителя-предметникавметодическийдень: присутствоватьи(или)участвоватьвработевсехобщественных,заранеезапланирован ных мероприятий вшколеивне ее; принеобходимостизаменятьболеющихучителей; бытьна дежурствевшколе вместесо своимклассом. 4. Режимрабочеговремениработниковобразовательныхорганизацийвканикулярн ыйпериод 4.1. Периодыосенних,зимних,весеннихилетнихканикул,установленныхдляобучающихс я,воспитанниковобразовательныхучреждений,несовпадающиесежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников(далееканикулярныйпериод),являются длянихрабочимвременем. 4.2. Вканикулярныйпериодпедагогическиеработникиосуществляютпедагогическую,м етодическую,атакжеорганизационнуюработу,связаннуюсреализациейобразовательнойпр ограммы,впределахнормируемойчастиихрабочеговремени(установленногообъема)учебн ойнагрузки(педагогическойработы),определеннойимдоначалаканикуливремени,необход имогодлявыполнения работ, предусмотренных п. 2.3 настоящего Положения, с сохранениемзаработнойплаты вустановленномпорядке. Учителя,осуществляющиеиндивидуальноеобучениенадомудетейвсоответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются кпедагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часовиндивидуальногообучениятакихдетей,установленного имдоначалаканикул. 4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу вовремялетнихканикулобучающихся,воспитанников,определяетсявпределахнормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку5 заработнойплатыивремени,необходимогодлявыполнениядругихдолжностныхобязанност ей. 4.4. Режимрабочеговремениучебновспомогательногоиобслуживающегоперсоналавканикулярныйпериодопределяетсявпред елахвремени,установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленномзаконодательствомпорядкемогутпривлекатьсядлявыполненияхозяйствен ныхработ,не требующихспециальныхзнаний. 4.5. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируетсялокальнымиактами образовательнойорганизациииграфикамиработ с указаниемиххарактера. 5. Режим рабочего времени работников образовательных организаций в периодотмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательногопроцесса)посанитарноэпидемиологическим,климатическимидругимоснованиям 5.1. Периодыотменыучебныхзанятий{образовательногопроцесса)дляобучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим идругимоснованиямявляютсярабочимвременемпедагогическихидругихработниковобраз овательногоучреждения. 5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельныхклассах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарноэпидемиологическим,климатическимидругимоснованиямучителяидругиепедагогически е работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической,организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе4настоящего Положения. 6. Режимрабочеговремениработниковобразовательныхорганизаций,участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти впроведенииединогогосударственногоэкзамена. Педагогическимработникамобразовательныхорганизаций,участвующимпорешению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единогогосударственногоэкзаменаврабочеевремяиосвобожденнымотосновнойработы напериодпроведения единогогосударственногоэкзамена,предоставляются гарантииикомпенсации,установленныетрудовымзаконодательствомиинымиактами,соде ржащиминормытрудовогоправа.Педагогическимработникам,участвующимвпроведении единогогосударственногоэкзамена,выплачиваетсякомпенсациязаработупоподготовкеип роведениюединогогосударственногоэкзамена.Размерипорядоквыплатыуказаннойкомпен сацииустанавливаютсясубъектомРоссийскойФедерациизасчётбюджетныхассигнованийб юджетасубъектаРоссийскойФедерации,выделяемыхнапроведениеединогогосударственн ого экзамена. 7.Рабочеевремяиоплататруда учителей,обучающихдетейнадому. 7.1. Привозложениинаучителей,длякоторыхОУявляетсяместомосновнойработы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинскимзаключением учебные часы, предусмотренные на эти цели, должны включаться в ихучебнуюнагрузкуна общихоснованиях. 7.2. В каникулярный период такие учителя в соответствии с абз. 2 п. 4.2 Положенияоб особенностях режима рабочего времени должны привлекаться к педагогической(методической, организационной) работе с учетом количества часов, отводимых дляиндивидуального обучения ими детей на дому до начала каникул, также6 на общихоснованиях.Заработувпериодканикулуказаннымучителямсохраняетсязаработная плата с учетом оплаты за количество часов индивидуальных занятий сдетьмина дому. 8. Регулированиерабочеговремениотдельныхпедагогическихработниковобразоват ельнойорганизации 8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36 - часовой рабочейнеделирегулируетсяправиламивнутреннеготрудовогораспорядкаобразовательно гоучреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участникамиобразовательногопроцессавпределахнеменееполовинынедельнойпродолжи тельностиихрабочеговремени; подготовкикиндивидуальнойигрупповойконсультативнойработе,обработки,анализаиобо бщенияполученныхрезультатов,заполненияотчетнойдокументации,а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогомпсихологомможетосуществлятьсякакнепосредственновобразовательномучреждении,так и за его пределами. 8.2. Продолжительностьрабочеговремени36чвнеделюустанавливается: – педагогам-психологам; – методистам(старшимметодистам)ОО; – социальнымпедагогам; – педагогам-организаторам; – преподавателям-организаторамОБЖ; – инструкторам-методистам(старшиминструкторам-методистам)ОО. 7